E96.ru и Svyaznoy.ru поделили третье место в рейтинге эффективности российских интернет-магазинов электроники и бытовой техники по версии аналитического агентства Markswebb Rank & Report. Онлайн-супермаркету из Екатеринбурга удалось обойти таких гигантов рынка как «М.Видео», «Евросеть», «Эльдорадо», «Ютинет» и «Озон».

По данным аналитиков, в России существует несколько тысяч интернет-магазинов, торгующих электроникой и бытовой техникой, при этом большинство из них, начиная от онлайн-гипермаркетов и онлайн-площадок крупных сетевых магазинов, и заканчивая мелкими региональными интернет-магазинами, сталкивается с одной и той же задачей – как приведенного на сайт посетителя превратить в покупателя.

Эксперты Markswebb Rank & Report проанализировали эффективность сайтов российских интернет-магазинов электроники и бытовой техники. Целью исследования стало повышение удобства пользования российскими онлайн-шопами.

Аналитики изучали насколько эффективно сайты интернет-магазинов решают задачи пользователя при покупке товаров: поиске и выборе товаров, принятии решения о покупке, заказе товаров. В основе исследования лежит кабинетное обследование и юзабилити тестирование сайтов 30 российских интернет-магазинов.

Основные результаты показали, что 33% активных российских интернет-пользователей покупают за месяц электронику и бытовую технику. При этом основным способом оплаты являются наличные, однако онлайн-оплату используют уже более трети покупателей электроники и бытовой техники.

Средний интернет-магазин электроники хорошо реализует страницу с описанием товара, но плохо – элементы поиска и выбора товаров, процедуру принятия решения о покупке и оформление заказов.

Самая слабая сторона российских интернет-магазинов электроники и бытовой техники (как крупных, так и небольших) – реализация рекомендаций и связей между товарами. Интернет-магазин электроники и бытовой техники в России – это все еще площадка прежде всего для рациональных «продвинутых» покупателей.

В России за месяц покупают физические и цифровые товары более 20 млн человек. Почти половина из них – 9,3 млн человек или 33% активной интернет-аудитории – покупает электронику, компьютеры, телефоны или бытовую технику.

В сумме по количеству онлайн-покупателей электроника и бытовая техника – это самая популярная товарная категория в российском интернете.

55% онлайн-покупателей электроники и бытовой техники проживают в городах-миллионерах. При этом доля онлайн-покупателей электроники и бытовой техники среди всех интернет-пользователей в Москве вдвое выше, чем в небольших городах с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек.

В рамках исследования специалисты Markswebb Rank & Report рассматривали следующие этапы взаимодействия покупателя (физическое лицо) и сайта интернет-магазина:

  • Поиск или выбор товара
  • Принятие решения о покупке
  • Оформление заказа

На этапе поиска и выбора товаров специалисты рассматривали следующие сценарии:

  • Выбор товара в незнакомой покупателю категории при отсутствии каких-либо критериев выбора кроме ограничения по цене. Для покупателя такой сценарий может выглядеть так: «Я хочу купить хороший кондиционер, но не знаю как выбрать»;
  • Выбор товара с заранее известными ограничениями или предпочтениями по характеристикам и бренду. Например, «хочу купить планшет с операционной системой Android и экраном не меньше 10 дюймов» или «нужна стиральная машина шириной не больше 55 см, с высоким классом энергопотребления и ценой не больше 15 тысяч рублей»;
  • Поиск конкретного товара, название которого известно. Например, «хочу купить iPhone 5 белого цвета с объемом памяти 32Гб»;
  • Поиск связанного товара: аксессуара, расходных материалов или похожего товара, то есть когда известен «базовый» товар, через который нужно найти связанный с ним товар, название которого неизвестно или не имеет значения. Например, «хочу купить дополнительное зарядное устройства для ноутбука Asus Zenbook» или «хочу купить
    смартфон с техническими характеристиками как Samsung Galaxy S4, но дешевле».

В рамках исследования специалисты Markswebb Rank & Report сформировали модель идеального интернет-магазина электроники и бытовой техники, который максимально эффективно решает задачи покупателя на всех этапах покупки.

В ходе исследования реальные российские интернет-магазины сопоставлялись с моделью идеального интернет-магазина – степень отклонения от идеала определяет уровень эффективности интернет-магазина.

В результате в рейтинге эффективности первые две строчки поделили интернет-магазины Dostavka.ru и Ulmart.ru. Третью – четвертую позицию заняли вместе E96.ru и Svyaznoy.ru. Далее расположились онлайн-супермаркеты Mvideo.ru, Sotmarket.ru, Enter.ru и др.

Интернет-магазин
Балл
1-2Dostavka.ru81
1-2Ulmart.ru81
3-4E96.ru76
3-4Svyaznoy.ru76
5-6Mvideo.ru73
5-6Sotmarket.ru73
7Enter.ru72
8-10003.ru71
8-10Digital.ru71
8-10Wikimart.ru71
11Eldorado.ru70
12-13Euroset.ru69
12-13Oldi.ru69
14-15Citilink.ru68
14-15Utinet.ru68
16-17Komus.ru67
16-17Onlinetrade.ru67
18-20Regard.ru65
18-20Techport.ru65
18-20Tehnosila.ru65
21-22Holodilnik.ru64
21-22Top-shop.ru64
23Ozon.ru63
24Electrovenik.ru62
25-26E5.ru60
25-26Key.ru60
27Notik.ru59
28Sidex.ru54
29Pleer.ru44
30Ret.ru43

Помимо этого, специалисты назвали интернет-магазины лидирующие по определенным параметрам. Так, лучшими интернет-магазинами по качеству реализации каталога товаров стали Svyaznoy.ru (94%) и Mvideo.ru (92%). Лучшими по качеству реализации формы поиска и страницы результатов поиска – Techport.ru (87%) и Ulmart.ru (87%). Лучшая реализация рекомендаций товаров и связей между товарами у Utinet.ru (84%) и Euroset.ru (78%). Лучшая реализация информации о товаре у Ozon.ru (88%), Citilink.ru (87%) и Eldorado.ru (87%).

Элементы сайта, влияющие на принятие решения о покупке, по мнению экспертов Markswebb Rank & Report лучше всего реализованы у Sotmarket.ru (90%) и Dostavka.ru (88%) и Electrovenik.ru (88%). Процесс оформления заказа лучше всего организован в Dostavka.ru (92%) и Ulmart.ru (84%).

Для оценки удобства пользования интернет-магазинов специалисты Markswebb Rank & Report организовали юзабилити-тестирование с привлечением реальных покупателей. В тестировании приняли участие 30 человек. Каждый респондент последовательно выполнял серию типовых заданий на сайтах трех интернет-магазинов случайно отобранных среди 30 участвующих в исследовании. Также каждый интернет-магазин был обследован специалистами Markswebb Rank & Report на соответствие модели идеального интернет-магазина по чек-листу из 332 критериев. На основе собранных данных по чек-листам и результатам юзабилити-тестов были рассчитаны оценки эффективности отдельных сайтов, проведен сравнительный анализ, определены недостатки интерфейсов интернет-магазинов и лучшие практики реализации отдельных элементов сайта.