С 2015 г. форма декларации по НДС изменилась: теперь в ее составе необходимо передавать данные о счетах-фактурах. Налоговые органы будут проводить глобальную перекрестную сверку счетов-фактур. Расхождения могут повлечь за собой отказ в вычете НДС, пени и штрафы. «Контур.Сверка» позволяет до отправки декларации сверить счета-фактуры с контрагентами, а также оценить благонадежность поставщиков, тем самым сводя к минимуму риск доначислений.
Что изменилось
Начиная с отчетности за I квартал 2015 г. в декларацию по НДС нужно включать данные из книг покупок, книг продаж и журналов учета счетов-фактур (ст. 12 Федерального закона № 134-ФЗ, дополнившая ст. 169 НК РФ пунктом 5.1). Сведения будут включаться в декларацию в виде отдельных файлов-приложений, которые должны быть сформированы в утвержденном ФНС xml-формате (приказ ФНС № ММВ-7-3/558@).
В информационной системе ФНС ежеквартально будет происходить перекрестная сверка всех счетов-фактур между продавцами и покупателями.
«В книге продаж поставщика обязательно должна найтись запись, которая соответствует записи в книге покупок покупателя. Если в процессе сверки контрагент не будет найден или обнаружатся разногласия по суммам, номерам счетов-фактур и другим реквизитам, налоговая направит компании требование о представлении пояснений», – комментирует Светлана Стрельникова, руководитель проекта «Контур.Сверка».
В течение 6 рабочих дней налогоплательщик обязан направить в ответ на поступившее требование квитанцию о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). В противном случае налоговый орган вправе заблокировать его расчетный счет. А в течение следующих 5 рабочих дней (ст. 88 НК РФ) ему нужно ответить на требование, передав уточненную декларацию или пояснения по каждому счету-фактуре, который содержится в требовании.
Чем рискуют компании
1. Большое количество требований, по которым придется давать пояснения
Практика показывает, что расхождений может быть очень много. Чаще всего путаница возникает в номерах документов, датах, суммах, ИНН-КПП организаций. По каждому расхождению придется представлять пояснения, а это огромная нагрузка на бухгалтерию.
2. Отказ в вычете НДС
По результатам камеральной проверки налоговый орган может отказать компании в вычете НДС. Кроме того, сверх этой суммы могут быть начислены пени и штрафы.
Как снизить риски
Самый надежный способ избежать расхождений – это электронный документооборот. В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом, автоматически принимая его к учету.
Если же компания ведет бумажный документооборот, то бухгалтеру придется в течение квартала регулярно сверяться с контрагентами, сопоставляя данные не только в счетах-фактурах, но и в книгах и журналах. Процесс трудоемкий, но это поможет избежать массовых требований со стороны налоговых органов.
Чтобы налогоплательщики могли свериться с контрагентами в автоматическом режиме, компания «СКБ Контур» разработала сервис «Контур.Сверка».
«Сервис отслеживает как ошибки в реквизитах контрагентов, проверяя их по базам налоговых органов, так и разногласия по суммам, датам и номерам счетов-фактур, – разъясняет Светлана Стрельникова. – Кроме того, пользователи могут оценить благонадежность своих поставщиков и подрядчиков и отказаться от сотрудничества с фирмой, если совокупность признаков указывает на то, что у нее могут быть финансовые проблемы или она очень похожа на «однодневку»».
По результатам сверки налогоплательщик исправляет в своей учетной системе ошибки, обсуждает с контрагентом, на чьей стороне допущена неточность, чтобы устранить разногласия между счетами-фактурами, и приглашает в сервис тех контрагентов, которые еще не загрузили свои книги.
Если все расхождения устранены, налогоплательщик отправляет в налоговый орган «чистые» данные. А значит, избавляет себя от головной боли, связанной с ответами на массовые требования ФНС, и риска доначислений НДС.
Добавить комментарий