Один из основателей Softool Александр Федоров рассказал о том, как выставка программного обеспечения помогала росту IT-отрасли России.

fedorov_softool

Один из основателей Softool Александр Федоров

Первая выставка Softool состоялась в 90-м году. Уже через пять лет она была признана второй в рейтинге крупнейших IT-выставок России, а компания-организатор, «ИТ-экспо», вошла в сотню самых влиятельных компаний в компьютерном бизнесе страны. В 90-е годы очереди к нашим павильонам стояли почти километровые, ежегодно выставку посещали 60 тыс. человек. Много это или мало, судите сами: сегодня, 10 тыс. посетителей на IT-выставке — очень хороший результат. Наш успех был громким, но его следовало ожидать.

Причины очевидны. Во-первых, мы появились в самое горячее и нужное время – когда рынок софта только начал зарождаться. Во-вторых, мы всегда рассматривали Softool, как нечто гораздо большее, чем просто выставка, то есть место, где компании представляют свою продукцию. Мы стали органичной частью нового поколения IT-отрасли России, и берем на себя смелость утверждать, что помогли его формированию. Мы были апологетами, энтузиастами, полноправными участниками рынка, а также источником информации и даже площадкой для воспитания молодых кадров.

Softool стал первой бизнес-платформой, где показывали свои продукты российские и зарубежные компании. Здесь встречались разработчики, ученые и требовательные покупатели. Примерно половина посетителей приезжала из регионов России и многие только затем, чтобы получить информацию о развитии отрасли. Например, нередко мы встречали представителей IT-клубов (раньше такие существовали почти во всех, даже маленьких городах), которые собирали информацию и везли домой для обсуждения. Приходили студенты факультетов математики и информатики – смотрели, разговаривали, и даже писали дипломы. Выставка была источником информации (как сейчас интернет) – причем о самых актуальных новинках и тенденциях можно было услышать из первых уст, от разработчиков.

Выставка помогала продвинуться начинающим компаниям. На Softool, наряду с крупными, всегда было множество мелких стендов, оплата которых не била по карману небогатой компании и даже талантливого программиста-одиночки. Мы встречались с участниками несколько раз в год и давали консультации: что демонстрировать и как выставляться. Объясняли, например, что лучше всего привлекать внимание посетителей, устраивая семинары и классы, где можно подробно показать, как работает продукт, и получить качественную обратную связь.

Каждый год оргкомитет придумывал новые ходы, чтобы способствовать продвижению нового ПО. Мы проводили конкурсы продуктов, решающих одну задачу – управление предприятием или бухучет, а победителей выбирали посетители. Устраивали учебные тематические учебные классы, например, по САПР, где посетителей ждали 30 компьютеров с продуктами разных фирм и консультанты. Представитель предприятия мог попробовать их все, сравнить и выбрать наиболее подходящий. Затем был конкурс «Товар года» с множеством номинаций и авторитетным жюри. Некоторые из компаний, которым мы помогли на старте, затем стали нашими партнерами и участвовали в организации выставок.

С Softool начинали многие лидеры сегодняшнего рынка и их признательность для нас дороже любых наград. «Мы ценим вдумчивый подход организаторов к каждому экспоненту, их бережное отношение к небольшим отечественным фирмам, какой и мы были в свое время», – говорит Борис Нуралиев, директор 1С. «В те времена, когда слово «стартап» еще не звучало на каждом шагу, Softool давал молодым компаниям реальную путевку в жизнь, здесь они представляли свои идеи и разработки», — это слова гендиректора ABBYY Сергея Андреева.

Выставка помогала растить молодые кадры. С начала 90-х в течение 15 лет мы проводили «Софтулийские игры» для юных программистов — школьников и молодежи. Соревновались они как в рамках выставки, так и брали «задание на дом», причем задачи из собственной практики давали ABBYY, «Лаборатория Касперского», «1С», «Галактика», «Парус» и другие ведущие фирмы. Студенты и школьники повышали свой уровень, бились над решением сложных задач, а компании отмечали талантливые кадры и потом приглашали их к себе на работу.

Наш подход «быть больше, чем просто выставка» стал залогом успеха Softool. Уверен, что он актуален и сегодня. Выставка становится и образовательным центром, и источником знаний о тенденциях отрасли, и «мотором» для продвижения начинающих компаний.