По оценке департамента маркетинга «Евросети», на рынке портативной электроники в 2013 г. было продано около 110 млн девайсов. Выручка от их реализации составила 509 млрд руб. Относительно 2012 г. рынок сократился на 2% в количественном, но вырос на 2% в денежном выражении.

Подобная разнонаправленная динамика приростов говорит о смещении потребления в сторону более дорогих (относительно среднего) сегментов рынка, например, смартфонов и планшетов, позволяющих заменить несколько устройств покупкой одного многофункционального. Подтверждением этому служит и динамика на рынках электронных книг, мобильных телефонов, цифровых фотоаппаратов, навигаторов и DECT, где наблюдалось наибольшее падение продаж к прошлому году.

eur1
Таким образом, в 2013 г. рынок смартфонов занимал уже 18% в количестве и 36% в выручке от продаж всего рынка портативной электроники, увеличив долю на 7 п.п. и на 8 п.п. соответственно.

Рынок планшетов увеличился с 3% до 6% в количественном и с 10% до 15% в денежном выражении относительно 2012 г.

Наибольшее падение доли наблюдалось в сегменте мобильных телефонов как в количественном (-6 п.п.), так и в денежном выражении(-5 п.п.), а также в сегменте мобильных компьютеров в денежном выражении (-6 п.п).

eur2

В 2013 г. на рынке было продано 6,5 млн мобильных компьютеров, что на 15% ниже 2012 г. Рынок в денежном выражении сократился на 17% до 122 млрд руб. Средняя цена продажи упала на 2% до 19 тыс. руб.

Как и в продажах цифровых фотоаппаратов, на рынке мобильных компьютеров наблюдается значительный эффект замещения потребительского спроса, наиболее сильно сказавшийся на падении сегмента нетбуков: потребителю интереснее приобрести планшет, нежели нетбук.

Перераспределение спроса произошло и на самом рынке мобильных компьютеров: снижение темпов продаж обычных ноутбуков и ноутбуков, покупаемых на замену настольного ПК, происходило не так активно, как снижение темпов продаж нетбуков. При падении абсолютных показателей продаж доля обычных ноутбуков в количестве и доля ноутбуков с диагональю от 17 дюймов как в количестве, так и в деньгах выросла, что говорит о невозможности их полноценной замены планшетом на сегодняшний день.

На рынке мобильных компьютеров лидирует Asus с 20% в количестве и 19% в выручке от продаж, с небольшим отставанием закончил год Acer. Lenovo значительно улучшил свои позиции на российском рынке, финишировав на третьем месте и оттеснив Samsung.

eur3

Руководитель департамента закупок «Евросети» Алексей Широков отмечает: «Впервые в 2013 г. по отношению к 2012 г. в натуральном выражении спрос на планшеты на 3% превысил спрос на мобильные компьютеры. Перелом продаж в пользу планшетов произошел в количестве в мае 2013 г., в деньгах – в декабре 2013 г. Отставание рынка планшетов в денежном выражении обусловлено более низкой средней ценой устройства, составившей 11,6 тыс. руб. против цены мобильного компьютера 19 тыс. руб.

Положительная динамика продаж на рынке мобильных компьютеров наблюдается только в сегменте ультратонких ноутбуков, положительный прирост в выручке составил 51% и в количестве 78%. Средняя цена в 2013 г., по сравнению с 2012 г., снизилась с 37 тыс. руб. до 31 тыс. руб.».